Закупочная деятельность

«Россети Центр» – ответственный и надежный партнер. Мы ценим своих поставщиков и подрядчиков, следуем лучшим деловым практикам и развиваем региональные экономики, поддерживая местных поставщиков.

Управление цепочкой поставок

Нормативное регулирование закупочной деятельности

В 2023 году мы присоединились к Единому стандарту закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке)Утверждено решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604). (далее – Стандарт) по решению Совета директоров. Стандарт применяется в качестве внутреннего нормативного документа, на основании которого мы вели закупочную деятельность в 2023 году.

Стандарт разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Центральная конкурсная комиссия Компании (ЦКК) является основным коллегиальным закупочным органом, который контролирует и координирует деятельность Компании в этой сфере. Полномочия ЦКК определены Стандартом и Положением о работе Центрального закупочного органа «Россети Центр».

В своей деятельности ЦКК руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Компании, решениями Совета директоров и исполнительных органов, Стандартом, а также Положением о работе Центрального закупочного органа «Россети Центр».

Взаимоотношения с поставщиками

В Компании действует Закупочная политика ПАО «Россети» (далее – Политика), утвержденная решением Совета директоров ПАО «МРСК Центра»Протокол от 14.07.2014 № 16/14..

Политика устанавливает принципы, цели, задачи и нормы организации и осуществления закупочной деятельности.

Стратегическая цель Политики – обеспечение ДЗО ПАО «Россети» товарами, работами и услугами с требуемыми показателями качества и по оптимальной цене посредством внедрения Единых стандартов закупочной деятельности в электросетевом комплексе на базе единого информационного пространства.

Политика призвана обеспечить:

  • тщательное планирование потребностей;
  • постоянный анализ рынка для достижения разумного уровня конкуренции среди потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • эффективное использование средств на приобретение товаров, работ и услуг;
  • оптимизацию системы закупок на основе передового опыта;
  • ориентированность на заключение долгосрочных договоров с фиксированием единичных расценок на весь период действия договора;
  • создание положительного имиджа ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» как покупателя товаров, работ и услуг.
GRI 2‑25
В ходе реализации закупочной деятельности в 2023 году мы получили 48 жалоб:
46 обращений
направлены в управление ФАС России;
2 обращения
направлены в Компанию с просьбой разъяснить причины отклонения.
Результаты рассмотрения поступивших жалоб Управлением ФАС России,шт.

Основные принципы закупочной деятельности

Способы проведения закупочных процедур

Конкурентные способы закупок

Конкурс

Аукцион

Запрос предложений

Запрос котировок

Конкурентный предварительный отбор

Запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора

Неконкурентные способы закупок

Предварительный отбор

Запрос цен по результатам предварительного отбора

Сравнение цен

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции

Электронные торговые площадки

Мы проводим электронные закупки с использованием следующих площадок:

  • специализированный официальный сайт Российской Федерации (zakupki.gov.ru);
  • электронная торговая площадка АО «Единая электронная торговая площадка» (rosseti.roseltorg.ru,msp.roseltorg.ru);
  • электронная торговая площадка АО «Российский аукционный дом» (tender.lot‑online.ru).

Также информация размещается на официальном сайте Компании (mrsk‑1.ru).

Цифровизация и автоматизация закупочной деятельности

Для повышения эффективности организации закупочной деятельности «Россети Центр» разработана и внедрена в эксплуатацию автоматизированная система учета закупочной деятельности (АСУЗД). Система позволяет вести учет закупочной деятельности в электронном виде по всей Компании в целом, а также получать оперативные данные о закупках. Мы продолжаем совершенствовать функционал АСУЗД. Кроме того, в Компании используется система электронного документооборота (СЭДО).

Подход к управлению цепочкой поставок

Мы обеспечиваем надежное функционирование нашей цепочки поставок, чтобы вовремя и на должном уровне выполнять свои обязательства перед потребителями. Для бесперебойной работы Компании мы выбираем самых ответственных поставщиков и стремимся сделать процесс их отбора максимально прозрачным.

GRI 2‑6

Виды поставщиков, вовлеченных в цепочку поставок:

  • финансовые и кредитные организации;
  • подрядчики (работы и услуги: выполнение строительно‑монтажных, инженерно‑изыскательских работ и т. д.);
  • поставщики (поставка сырья, материалов, оборудования и т. д.);
  • прочие (охрана, почта, услуги административного характера).
Распределение закупок по видам деятельности в 2023 году, %
Распределение закупок по способам проведения в 2023 году, %
Статистика закупок
Данные о поставщиках

Крупнейшие поставщики 2023 года

Крупнейшие поставщики по объему закупок в 2023 году, млрд руб.с НДС
Мы выбираем самых ответственных поставщиков и стремимся сделать процесс их отбора максимально прозрачным.
48,5 млрд руб.
объем закупок «Россети Центр» 2023 году

География поставщиков за 2023 год

Поставки и оказание услуг для Компании производят компании из 63 регионов России. Наибольшее количество поставщиков представлены следующими регионами Российской Федерации.

Регионы с наибольшим количеством поставщиков

Планирование

  • Бюджет
  • Инвестиционная программа
  • План закупок

Реализация

  • Подготовка закупочной документации
  • Проведение закупочной процедуры
  • Подведение итогов закупки

Результат

  • Заключение договора.
  • Исполнение договора

Для эффективного взаимодействия и разъяснений требований к контрагентам Компания регулярно проводит встречи и круглые столы с поставщиками.

Отбор и оценка поставщиков

Критерии отбора и оценки поставщиков Компанией закреплены в Едином стандарте закупок и распространяются на всех участников закупочных процедур.

К участникам закупочных процедур применяются требования антикоррупционного стандарта закупочной деятельности. Участники закупок:

  • подписывают обязательства по соблюдению принципов и требований Антикоррупционной политики;
  • представляют справки о наличии конфликта интересов;
  • представляют информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), а также сведения о структуре органов управления.

В 2023 году были приняты следующие меры оценки поставщиковОценка производится подразделением, осуществляющим контроль антикоррупционных комплаенс-процедур.:

  • проведено 8 844 экспертизы участников закупочных процедур;
  • отклонен 391 участник;
  • по инициативе блока безопасности снижена начальная (максимальная) цена при проведении 908 закупочных процедур на сумму более 194 млн руб.

При проведении оценки Компания использует сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реестра недобросовестных подрядных организаций, публикуемых на сайте: https://zakupki.gov.ru/.

В случае выявления неблагонадежных поставщиков Компания вправе направить обращение в ФАС России о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Результаты закупочной деятельности

За 2023 год объем проведенных закупок составил 48 499,3 млн руб. с НДС, что на 53,9 % меньше объема закупок в 2022 году.

Общее число закупочных процедур возросло на 0,7 %, до 4 741 шт.

Доля открытых конкурентных закупочных процедур в общем объеме закупок сократилась на 6 п. п., до 88,4 %, по отношению к 2022 году. Доля закупок на электронных торговых площадках также снизилась на 6 п. п., до 88,6 %. При этом объем достигнутой экономии в 2023 году возрос на 0,5 п. п., до 1,1 %, по сравнению с 2022 годом.

В 2023 году структура закупок по направлениям деятельности вернулась к состоянию 2021 года: на новое строительство и расширение электросетевых объектов приходится почти четверть затрат, чуть меньше – 18 % – на реконструкцию и техническое перевооружение.

Структура закупок по способам проведения, %
Структура закупок по направлениям деятельности, %

Закупки у предприятий малого и среднего предпринимательства

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 № 867‑р в Компании реализуется план мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» (далее – Дорожная карта).

Мероприятия Дорожной карты направлены на развитие конкуренции, повышение качества подготавливаемых заявок на участие в закупках, популяризацию и повышение прозрачности системы закупок, активизацию представителей малого и среднего предпринимательства при размещении заказов, а также формирование положительного имиджа Компании.

Эти меры призваны снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства и существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

«Россети Центр» работают в рамках Программы партнерства между группой компаний «Россети» и субъектами малого и среднего предпринимательства.

Цели Программы партнерства:

  • увеличение доли закупок у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок;
  • увеличение доли прямых закупок у субъектов МСП в общем объеме закупок;
  • увеличение доли закупок инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок;
  • создание системы трансфера новых технических и технологических решений субъектов МСП, в том числе направленных на инновационное развитие группы компаний «Россети» и интегрированных в ее бизнес‑стратегию развития.
Доля закупок у субъектов МСП
ПоказательДанные сформированы в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352. 2021 2022 2023 2024
План Факт План
Закупки у субъектов МСП, % от общего объема закупок 83,0 78,1 ≥25,0 75,9 ≥25,0
Закупки, участниками которых являлись только субъекты МСП, % от общего объема закупок 25,8 28,1 ≥20,0 31,2 ≥20,0

В 2021–2023 годах Компания не осуществляла закупок, в которых субъекты МСП привлекаются в качестве субподрядных организаций.

Закупки у местных поставщиков

Доля закупок у местных поставщиков в общем объеме закупок, %
Объем закупок у местных поставщиков в разрезе по регионам присутствия «Россети Центр» в 2023 году, млн руб.

Импорт в закупках

На протяжении нескольких лет мы стремимся к снижению объема закупок импортной продукции. В 2023 году доля закупок импортных материалов ниже планового показателя на 4,4 п. п., доля закупок импортного программного обеспечения – на 20 п. п.

Доля импорта в закупках, %
Показатель 2023 (план) 2023 (факт)
Доля импорта в закупках оборудования и материалов 4,7 0,34
Доля импорта в закупках программного обеспечения 30 10

Совершенствование закупочной деятельности

Компания участвует в разработке поправок к нормативным документам, регулирующим закупочную деятельность. На совещаниях и круглых столах, организуемых по инициативе ПАО «Россети» и посвященных разработке, внедрению и актуализации нормативных документов в области закупочной деятельности, мы представляем свои предложения и способы их реализации.